» » » Автолегенды СССР. Грузовики серии "Я"

03112014

Автолегенды СССР. Грузовики серии "Я"

0
Проголосовало: 0 человек | Добавил: neosectorgaza в раздел Автомобили / Разное | Комментариев: 0 | Просмотров: 3 432 |
   
В 1925 г. эстафету производства грузовиков подхватил Ярославский автомобильный завод (ныне ОАО «Автодизель» (Ярославский моторный завод)), начав выпускать небольшие партии машин "Я-3" грузоподъемностью 3 т. В отличие от "АМО-Ф15", "Я-3" получил левое расположение руля и стал первым советским грузовиком такой компоновки. На него устанавливали двигатель и некоторые узлы от американских White, которые производились на заводе "АМО". Кабину первых грузовиков "Я-3" изготавливали из дуба, лакировали, а сиденья оббивали кожей. Вместе с тем сама конструкция была несколько устаревшей даже для своего времени. На шасси "Я-3" выпускались пожарные машины и автобусы. Автомобиль производился до 1928 г.
Следующие ярославские модели - "Я-4", "Я-5" и "Я-6", на которых были установлены двигатели Mercedes-Benz мощностью 70 л.с. ("Я-4") и американский двигатель Hercules YXC - 93 л.с. ("Я-5" и "Я-6"), стали более серьезным подспорьем в народном хозяйстве страны Советов. На шасси "Я-5" был испытан один из первых советских дизельных двигателей - 87-сильный, 10-литровый "Коджу". Название было составлено из партийной клички Сталина "Коба" и его настоящей фамилии Джугашвили.

История создания



Грузовики Я-3 перед испытательным пробегом Ярославль-Москва-Витебск-Ленинград-Тверь-Москва-Ярославль.
За рулём первого автомобиля — главный конструктор ЯГАЗа Владимир Васильевич Данилов. Июнь 1926 года.


Разработка конструкции автомобиля Я-3 была начата в Ярославле осенью 1924 года под руководством главного конструктора ЯГАЗа Владимира Васильевича Данилова.
Я-3 разрабатывался на основе автомобиля Уайт-АМО. Чертежи и оснастка для его выпуска были переданы в Ярославль после того, как АМО сосредоточился на выпуске грузовиков АМО-Ф-15 и работы по капитальному ремонту американских грузовиков White TAD было решено передать на 1-ый государственный авторемонтный завод.
К изготовлению опытной машины приступили в феврале 1925 года. Автомобиль планировали выпустить к 1 мая 1925 года, но из-за отсутствия комплектующих срок перенесли на следующую знаменательную дату. Первые два грузовика Я-3 были собраны в ночь на 7 ноября 1925 года.
Опытные машины успешно прошли испытания: одна — пробегом по маршруту Ярославль-Ростов-Ярославль протяжённостью 133 км, а вторая испытывалась в Москве Автотрестом и НАМИ.
С 1926 года началось серийное производство грузового автомобиля Я-3, которое продолжалось по 1928 год, когда ему на смену пришёл более современный Я-4.
Конструктивным отличием Я-4 от более ранней модели стало применение импортного силового агрегата (двигатель, сцепление, КПП) германской фирмы Daimler-Benz.
В 1929 году на смену Я-4 пришла более совершенная модель Я-5, также получившая импортный силовой агрегат.
Паралельно - удлинённое на 580 мм шасси грузовика Я-5 получило обозначение Я-6

Конструкция

В Ярославле не имелось моторного производства, поэтому двигатель, сцепление и коробка перемены передач были заимствованы у 1,5-тонного грузовика АМО-Ф-15 и поставлялись из Москвы заводом АМО. Интересной особенностью двигателя являлось отсутствие впускного и выпускного коллекторов - соответствующие каналы выполнялись в отливке блока цилиндров, а карбюратор и выхлопная труба крепились непосредственно к блоку.
Сцепление было многодисковым. До 1927 года применялось сцепление «мокрого» типа с 41 диском (сцепление работало в масляной ванне), а с 1927 года - «сухое» 6-дисковое.
Коробка перемены передач - механическая, 4-х ступенчатая, «тракторного» типа - передачи переключались путём перемещения прямозубых шестерен по валу на шлицах. Картер КПП - литой из алюминиевого сплава.
Главная передача изготавливалась в Ярославле и была двухступенчатой - с парой цилиндрических и парой конических шестерен. Передаточное число главной передачи было увеличено до 10,9 с тем, чтобы компенсировать недостаточную мощность двигателя. Шестерни были прямозубыми и из-за низкого качества изготовления сильно шумели при работе.
Тормоза имели механический привод без усилителя и действовали только на задние колёса.
Из-за отсутствия мощных прессов, способных штамповать лонжероны, рама Я-3 склёпывалась из стандартных катаных швеллеров. От своего прототипа — американского White TAD - Я-3 унаследовал полукруглый передний бампер, который изготавливался из гнутого швеллера и являлся своеобразным продолжением лонжеронов рамы, замыкая их.
Чертой, унаследованной от White TAD, была и конструкция подвески заднего моста, в которой тяговое усилие передавалось на раму при помощи двух реактивных штанг, что позволяло разгрузить от него рессоры и улучшить условия их работы. Штанги располагались вдоль лонжеронов рамы с внешней их стороны.
Генератора, аккумуляторной батареи и стартера автомобиль не имел. Для запуска двигателя служила несъёмная пусковая рукоятка («кривой стартер»). Система зажигания работала от магнето. Фары — ацетиленовые. В качестве сигнала использовался ручной клаксон с резиновой грушей.
Кабина Я-3 изготавливалась из дерева. Руль располагался слева, а единственная дверь находилась на правом борту. Поэтому водитель вынужден был перебираться через рычаги КПП и тормоза. Левый борт кабины был занят запасным колесом, закреплённым на специальном кронштейне. По бокам кабина была открытой (не имела боковых стёкол), стеклоочиститель отсутствовал. На переднем щите у водителя не имелось никаких контрольных приборов.
Во второй половине 1928 года завод начал выпуск грузовика Я-4. Он представлял собой модернизацию модели Я-3, которая заключалась прежде всего в установке двигателя и коробки передач «Мерседес-Бенц», применении вакуумного усилителя тормозов, шин увеличенного сечения; кабина была двухдверной. Для подачи топлива к карбюратору служил вакуумный аппарат. Тормоза были только у задних колес; сцепление – многодисковое.
Производство Я-5 началось во второй половине 1929 года и продолжалось по 1934 год. Конструкция автомобиля базировалась на более ранней модели того же завода - Я-4, главным отличием от которого стало применение импортного (американского) силового агрегата — двигатель фирмы Hercules, сцепление — фирмы Long или Brown-Lipe, КПП - фирмы Brown-Lipe.
Прекращение производства грузовика Я-5 связано с принятым решением отказаться с 1 января 1932 года от импорта силовых агрегатов. Это решение, в свою очередь, было обусловлено освоением на Заводе имени Сталина производства грузовика АМО-3. Силовой агрегат этой машины (копия американского Hercules-WXB) имел мощность 60 л.с. — в полтора раза ниже, чем устанавливавшийся на Я-5 Hercules-YXC-B. Тем не менее, с 1932 года двигатель АМО-3 стали установливать на шасси Я-5 — новый автомобиль получил обозначение ЯГ-3. Формально, на этом производство Я-5 прекратилось, а все оставшиеся в моторы Hercules-YXC-B были зарезервированы военными под выпуск трёхосного ЯГ-10. Однако, небольшие серии Я-5 продолжали изготавливаться - в 1933-1934 годах изготовили ещё 48 грузовиков Я-5.
C 1929 по 1932 года ЯГАЗ изготавливал автобусные шасси Я-6 - длиннобазное шасси Я-5. База машины была увеличена на 580мм, что было делом несложным, поскольку в качестве элементов рамы использовался прокатный швеллер. Соответственно увеличенной базе удлинились и тяги привода задних тормозов. В Ярославле делали только шасси, поскольку завод не имел ни помещений, ни оборудования, ни специалистов для изготовления довольно трудоемкого по тем временам автобусного кузова. 27-35-местные кузова автобусов строили авторемонтные мастерские в Москве, Ленинграде, Ростове-на-Дону (авторемонтные мастерские «Союзтранса»), Харькове, Тифлисе (кузовные мастерские «Закавтопромторга»).
В Ростове-на-Дону авторемонтные мастерские «Союзтранса» в 1930 году изготовили 14 закрытых и 16 открытых автобусов. Их каркас — решетчатую конструкцию — набирали из деревянных брусков разного сечения и обшивали снаружи стальным листом, а иногда фанерой. Обшивку салона делали из фанеры, планок типа «вагонка», кожезаменителей.
Рама Я-6 была сделана из швеллеров и не имела выгибов над осями, как следствие, пол кузова располагался довольно высоко и чтобы попасть в салон приходилось подниматься по трем ступенькам. Длина автобуса составляла около 7750 мм.

Машины на шасси

   
С началом серийного производства Я-3 на его шасси выпускались пожарные машины и автобусы. В 1927-1928 годах три автобуса на шасси Я-3 эксплуатировались в Москве, а с 27 сентября 1927 года - 22-х местный - в Херсоне, где они работали по крайней мере до 1931 года.
На шасси грузовика Я-5 изготавливались автоцистерны и снегоуборочные машины. В 1931-1932 годах для экспорта в Монголию была построена партия грузовиков Я-5, получивших пониженную бортовую платформу с колёсными нишами (т.н. «монголка») и улучшенную отделку.
В ноябре 1933 года на два грузовика Я-5 установили опытные образцы дизеля «Коджу», разработанного под руководством профессора Брилинга. Эти машины, получившие наименование Я-5 «Коджу», с успехом участвовали в так называемом «Дизель-пробеге» 1934 года.
В январе 1934 года на базе грузовика Я-5 ленинградским заводом «Красный Путиловец» был создан полугусеничный артиллерийский тягач ЯСП, оставшийся, впрочем, в единственном экземпляре.
Удлинённое на 580 мм шасси грузовика Я-5 получило обозначение Я-6. На нём сторонние организации (в основном, авторемонтные мастерские) строили автобусы, а с 1932 года на шасси Я-6 ленинградский завод «Промет» строил пожарные линейки. Кроме того, на шасси Я-6 небольшими партиями ярославский автозавод выпускал для РККА грузовики с длинными бортовыми кузовами пониженного расположения (с колёсными нишами), с откидными бортами и с удлинёнными подножками, тянущимися от крыльев передних до задних колёс. Эти машины предназначались для перевозки съёмных зенитных прожекторов на колёсном ходу и первых звукоулавливателей.
На основе 2-осного Я-5 была создана 3-осная модель (с колёсной формулой 6×4) — ЯГ-10 грузоподъёмностью 8 тонн, которую выпускали небольшими сериями до 1940 года.

Серийное производство

Автомобили серии Я находились в производстве с 1925 по 1934 годы. За это время было изготовлено 2934 машины. По годам выпуск распределялся следующим образом:
Модель Я-3 Я-4 Я-5 Я-6
1925 3 - - -
1926 27 - - -
1927 65 - - -
1928 65 28 - -
1929 - 109 ? ?
1930 - - ? ?
1931 - - ? ?
1932 - - ? ?
1933 - - 48 -
1934 - - -
Всего 160 137 2273 364


Технические характеристики



Модель Я-3 Я-4 Я-5 Я-6
Производитель Ярославский государственный автомобильный завод (ЯГАЗ)
Годы производства 1925 - 1928 1928 - 1929 1929 - 1934 1929 - 1932
Класс грузовик среднетоннажный тяжёлый грузовик
Тип кузова бортовой
Компоновка переднемоторная, заднеприводная
Колёсная формула 4х2
Двигатель АМО Ф-15 АМО-3 Hercules-YXC-B
Трансмиссия механическая 4-х ступенчатая
Главная передача двойная, цилиндро-коническая
Передаточное число 10,9 7,92  
Длина, мм 6500 6635 6635 7750
Ширина, мм 2460
Высота, мм 2250 3000
Колёсная база, мм 4200 4783
Колея передняя, мм 1750
Колея задняя, мм 1784
Масса, кг 4330 4700 4830 4750
Максимальная скорость, км/ч 30 45 53 45
Предшественник Уайт-АМО Я-3 Я-4 Я-5
Приемник Я-4 Я-5 ЯГ-3 ЯГ-3
Грузоподъёмность, кг 3000 4000 5000 5000
Расход топлива, л/100 км 40   43  
Объём бака, л   120 120  


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...




Скачать бесплатно торрент файл, mp3, avi, mkv Автолегенды СССР. Грузовики серии "Я" и многое другое с сайта RoЗETkaRok.ru или смотреть онлайн/online HD, вы можете совершенно бесплатно без регистрации по СМС/SMS и на большой скорости скачать торрнт Автолегенды СССР. Грузовики серии "Я". Как скачать торрент Автолегенды СССР. Грузовики серии "Я" не хуже чем на других сайтах вы можете посмотреть на RoЗETkaRok.ru. А также не стесняемся оставлять коментарий к раздаче Автолегенды СССР. Грузовики серии "Я" с пометками стоит ли качать Автолегенды СССР. Грузовики серии "Я" или есть какие проблемы с Автолегенды СССР. Грузовики серии "Я".
Понравилась Автолегенды СССР. Грузовики серии "Я"? Поделитесь с друзьями!

Комментарии пользователей к Автолегенды СССР. Грузовики серии "Я"

Добавление комментария
Введите код c картинки
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
111


Поиск по RoЗETkaRok.ru



RoЗETkaRok.ru ВКонтакте


Здесь хочет быть ваша реклама

Популярное RoЗETkaRok.ru

    Где Я на RoЗETkaRok.ru?

    » » » Автолегенды СССР. Грузовики серии "Я"

    География RoЗETkaRok.ru

    Flag Counter

    Rеклама на RoЗETkaRok.ru

    Здесь хочет быть ваша реклама
       ВНИМАНИЕ! Все статьи и файлы расположенные на данном ресурсе были взяты из открытых источников. Все права на материалы представленные на сайтe, принадлежат их авторам и издательствам. Любая информация представленная здесь, может использоваться только в ознакомительных целях, после чего вы обязаны ее удалить или приобрести. Ни администрация сайта, ни любые другие лица не могут нести отвественности за использование материалов данного сайта. Входя на сайт вы автоматически соглашаетесь с данными условиями. А если Вам понравилась какая-нибудь новость или вы хотите разместить её у себя, то напишите для неё коментарий.
       Если вы являетесь владельцем, автором или законным представителем владельца (автора) представленных на сайте идей и прочей информации и у вас есть возражения или замечания по данному факту, хотите дополнить его или изменить, уточнить реквизиты автора или опубликовать другие документы, то свяжитесь с нами через форму обратной связи на сайте и после того, как вы удостоверите своё право соответствующими документами, мы с готовностью примем все меры, чтобы устранить факты, нарушающие ваше право собственности или выполнить другие требования.
    Хотите посмотреть свежий фильм, но не знаете, где скачать? Вам сюда! Здесь Вы можете скачать фильмы бесплатно без регистрации и СМС. На сайте всегда можно скачать новинки фильмов бесплатно и быстро.